обо мне
CV

Родилась 18 января 1991 года в Москве.

Образование: Московский академический художественный лицей,
Московский художественный государственный институт им. В.И. Сурикова,
Институт современного искусства Иосифа Бакштейна.

Художница – живопись, графика, видео-арт, тотальные инсталляции.

Работает с темами памяти, феминности, истории и культурного кода.

26 место в рейтинге молодых художников по версии базы данных INART.

Работы находятся в семейном художественном музее Греции Копелоус, Государственном музее Казани, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ


2021

ГРАФИТТИ-ХЕППЕНИНГ “ДОБРО”, Artplay, Москва
Проект в поддержку выпускников детских домов в рамках благотворительной программы бренда «Добрый» «Растим добро».
Слово «страх» размывается и на его место приходят очертания “добра”, в котором каждый мог написать свои ассоциации.
О проекте рассказывали: PEOPLETALK, ELLE, Time Out, INC News, The Voice Mag

“ALYONUSHKA”, ДК «Гайдаровец», Москва
Выставка-автопортрет как выход из активистского дискурса феминизма, обращение к теме русской хтони и попутные размышления о тиражировании классики, превращающей уникальность в обыденный симулякр.
Об Алёнушке как символе хрупкости написала Виктория Филатова, почитать можно здесь.

“PINKCITY”, Omelchenko gallery, Москва
Выстраивание города-утопии в процессе размышления над местом женщины в обществе. Деконструкция классикой урбанистической иконографии. Пастельно-розовый становится нежным и единственным феминистским оружием.
Рецензии на выставку можно найти в еженедельном дайджесте Ольги Серёгиной для Cabinet de l’Art и в статье Афиши.

2018

“БЫТЬ ЕЮ”, Omelchenko gallery, Москва
Первая персональная выставка, представшая перед зрителем и как тотальная инсталляция квартиры души художницы, и как декорации к спектаклю “Монологи вагины”, впервые поставленному в пространстве галереи в 2018 году.

Это событие осветили Artifex, ArtTube, The Moscow Times, The Village.


ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:


2022
  • «Состояние погоды», куратор Елена Ковылина, Галерея Ходынка

2021
  • “Место четырёх”, Art-Space-Hopping, Москва

2020
  • “The Rooms 2.0", Room 4, Москва
  • ”Медиа Формы Медеи", Фонд White Room, Москва, Можно почитать об этом
  • здесь, в журнале Artifex.
  • ”Skies", online выставка, Colors of Humanity Art Gallery, LLC, CША

2019
  • “А3 / 33", Галерея А3, Москва
  • “Открытое хранение”, куратор Андрей Паршиков, Open Studios, Москва
  • “Видеопоиск”, Ночь музеев, Open Studios Winzavod
  • Три художницы-феминистки рисуют для BURO, посмотреть можно
  • тут.

2018
  • “Красота!”, Геологический музей, Москва
  • “Первая земля”, Арт-пространство Шалаш”, Москва
  • "5 лайфхаков для чайников", параллельная программа VI Московской Международного Биеннале молодого искусства, Omelchenko gallery, Москва
  • Ночь музеев, Sample Art, Музеон, Москва

2017
  • "Рукава Времени", сайт-специфическая выставка-квартирник, дом Кандинского, Москва
  • "BIOMIMICRY", Omelchenko Gallery, Москва

2016
  • "Это вполне может быть", Музейно-выставочный центр "Рабочий и Колхозница", Москва
  • "Здесь и сейчас", параллельная программа V МОСКОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БИЕННАЛЕ МОЛОДОГО ИСКУССТВА, галерея "Тоннель", Москва
  • “Мемесис”, Мастерская Ильи Кабакова, Москва
  • "ИЮНЬ 22. НА СТОРОНЕ ЧЕЛОВЕКА", Aircraft Gallery, Братислава

2015
  • "Fatality", Omelchenko Gallery, Москва
  • "E G O C E N T R I Y A", ВИНЗАВОД, Цех красного, Москва
  • III Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник», Казань

2014
  • Выставка работ студентов станковой мастерской ф-та графики МГАХИ им.В.И.Сурикова под рук. А.И.Теслика, ММОМА, Москва; Русский дом, Париж
  • "АРТ АРБАТ", День города, Москва


НАГРАДЫ/РЕЗИДЕНЦИИ

2019
резидентура “Открытых студий”, подробнее в Cosmoscow Mag

2015
лауреат 33-й МОЛОДЕЖНОЙ выставки, раздел "ГРАФИКА", "МолодежнаяXXXV".

2014
благодарностью РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ за участие в выставке творческих работ студентов мастерской станковой графики МГАХИ им. В.И.Сурикова в рамках недели иностранных культур в Париже.

2012
грант "Винченцо Бьянки и студенты мира", в рамках которого была пройдена творческая практика в Италии.

МАСТЕР-КЛАССЫ И ПАБЛИК-ТОКИ

2024
мастер-класс для escentric molecules, Москва

2022
мастер-класс для Adidas, Москва

2021
мастер-класс для Jo Malone, Москва
мастер-класс для «Vogue eyeglasses», Draw&Go, Москва
паблик-ток “О чем говорят художницы?”, фонд Четверг, Москва

2019
мастер-класс Female Vanitas, Open Studios, Москва

2018
дискуссия “Новая эра: художники будущего”, White room foundation, Москва
Организовала V-Day Moscow 2018 вместе с другими активистками в Omelchenko Gallery

ARTIST STATEMENT

Родилась в январе 1991 года в Москве. До поступления в МГАХИ имени В.И. Сурикова в 2009 году обучалась в художественном лицее при Академии художеств (ныне – МЦХШ при РАХ). Ранние эксперименты с цветом, начавшиеся на итальянской практике, выливаются в троичный цветовой код – своеобразный ДНК индивидуального стиля автора. Любовь к цвету и навыки академического языка дополнились концептуальной основой, которую Алёна получила при обучении в ИСИ Иосифа Бакштейна на курсе “Новые художественные стратегии”.
Эпоха турбулентности, начавшаяся в 2020, меняет свои вводные и по сей день, заставляя искусство трансформироваться. Характерные для постмодернистского дискурса критическая ирония и активизм феминистского искусства становятся слишком тесными рамками для Алёны. Серия Pinkcity – последнее явное феминистское высказывание о настоящем и будущем. Дальше – уход в сторону феминности. Жесткость антиутопий и бинарность оппозиций трансформируются в легкость техники и медиа. Холст заменён на ткань. Четкость графических линий – на обтекаемость рукотворных декоративных элементов, зачастую выполненных в традиционно женских техниках. Женщина как трагический субъект патриархального позднекапиталистического общества пересматривается автором как неотъеслемая универсалия культурного кода.
Постмодерн первых опытов Алёны сменяется “мягким” метамодерном. Разговор о времени становится историческим, но не очевидно цитатным. Это и наивная серьезность осмысления пограничности положения женщины через призму переходных ритуальных практик, это и поиски хтонического как истока в его исконном смысле. Главным фокусом художественного исследования становится проблема формирования и поиска источник культурной памяти. по мнени, является ключом к пониманию настоящего. Лишь деконструируя мифологемы, бессознательно узнаваемые образы, сказы и фольклор, возможно их органичное вплетение в текущую современность. Ориенталистско-русские реалии графической живописи Федоткиной становятся не просто фоном исследования, но самостоятельным субъектом. Говорить о себе, о женщине, о памяти и истории Алёна предпочитает в формах графики и живописи, тотальных инсталляций и керамических объектах.
По версии базы данных INART автор занимает 26 место в рейтинге молодых художников. Работы находятся в семейном художественном музее Греции Копелоус, Государственном музее Казани, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.


Made on
Tilda